НОВОСТИ

ЭКС-СССР
БОРЬБА
ФОРУМ
ДРУЗЬЯ
КОНТАКТЫ

ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА
РОССИЯ

Южная Сибирь

      Наиболее конфликтогенной с этнической точки зрения зоной Сибири является ее южная часть. Под термином "Южная Сибирь" автор подразумевает регионы Сибири, выходящие на государственные границы России: Тува, Алтайский край, Бурятия, а также, в определённом смысле Хакасия и Южные районы Якутии. Однако этот регион целесообразно рассматривать в контексте экстерриториальных проблем всей Сибири. Конфликтные болевые точки на этнической почве опять же проявляются из-за неадекватности решения пресловутого "русского вопроса". По всей Сибири, в том числе и в её южной части, русские составляют большинство населения. Начало русским поселениям в Сибири было положено еще в XVI в., а столетие спустя численность русских уже превышала численность ее разноплеменного населения; в большинстве своем русское население той поры составляли служилые люди (казаки, стрельцы и др.). Пашенные крестьяне доставляли основу русского населения в XVII, XVIII и в первой половине XIX вв. Потомки этого старожильческого населения Сибири сосредоточились в XX в. в районах Тобольска, Тюмени, Томска, Енисейска и Красноярска. Селились и оседали потомки русских старожилов и вдоль реки Илим, в верховьях Лены, районах Нерчинска и Иркутска. Проникновение русских в степные области Южной Сибири приходится на XVIII в. В этом столетии русских можно было встретить в районах Алтая, Приамурья и Приморья. Как и на всех остальных пространствах Сибири, народы ее южных районов обязаны русским распространением более высокой бытовой культуры, письменности и т.д., но одновременно и тем, что аборигенное население смогло сохранить почти полностью свои популяции и этнические культуры.

      В советское время в результате процесса индустриализации экспансия русского населения в Сибирь продолжалась. Однако, помимо великороссов, в Сибири в настоящее время живут украинцы, белорусы, евреи (Еврейская автономная область) и представители других национальностей, переселившихся в разное время. В результате распада Советского Союза в Сибири, как и во всей Российской Федерации, образовалась новая административная структура: автономии получили статус "республик". Таким образом национально-территориальный принцип не только сохранился, но и получил новое развитие.

      Наиболее крупными "титульными" этносами Сибири являются якуты, буряты, алтайцы, хакасы и тувинцы. Все они населяют Южную Сибирь - наиболее конфликтогенный ее регион в настоящее время. Причина - все та же, что и в остальных регионах России: рост национализма и сепаратизма среди "титульных наций", которые видят будущее вне контекста русской культуры. Парадокс состоит в том, что оторвать от себя они пытаются уже неотторжимую часть своего социально-экономического, политического, и даже чисто культурного бытия. Не говоря уже о том, что существует значительное число метисного населения. Например, общение бурят и русских привело к появлению этнически смешанного населения, известного под именем "карымы". Совсем обрусевшие буряты получили название "ясачных". Имеются такие же смешанные этнические группы и среди алтайцев, хакасов и других.

      И все же надо отметить, что за последние тридцать лет, т.е. в период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1989 гг., процент русских в Южной Сибири, кроме Хакасии, сократился. Этому способствовало немало социально-экономических причин, но несомненно и то, что отток русского населения из Южной Сибири стал и результатом националистических настроений в регионе. Политика перестройки, начавшаяся в СССР в 1985 г. и закончившаяся в 1991 г. его распадом, катализировала национальный сепаратизм и среди народов Южной Сибири. Тува, к примеру, стала апеллировать к своему прошлому, когда она на протяжении 23 лет (1921 - 1944гг.) являлась суверенной страной, не входившей в состав СССР. Бурятия же ориентируется более в сторону своего южного соседа и этнокультурного родственника-Монголии.

      При всей общности современных проблем, существующих в Южной Сибири, есть однако и свои особенные черты в развитии этнополитической ситуации в каждой из южно-сибирских республик. Тува, например, имея богатые ресурсы для развития сельского хозяйства и горнорудной промышленности, имеет среднедушевой показатель производимой продукции в 6 раз ниже среднего по России. К тому же большой процент населения республики составляют лица, занятые в непроизводственной сфере. Дестабилизируют этнополитическую ситуацию призывы некоторых националистических организаций к выходу Тувы из РФ, ибо по переписи населения 1989 г. в республике проживают представители семидесяти трех национальностей. По той же переписи русские составляют около трети населения Тувы, являясь наиболее квалифицированной частью ее населения. Поэтому инициирование антирусских настроений в республике - шаг, мягко говоря, недальновидный.

      Сходные Этнополитические процессы имеют место и в остальных южно-сибирских республиках, однако, например, в Хакасии по сравнению с Тувой русское население составляет 70% жителей, что реально воздействует на сохранение относительно стабильной обстановки а республике.

      Этнический состав республики Бурятии насчитывает 110 национальностей. Однако за период с 1979 по 1989 гг. имела место интенсивная миграция населения за пределы республики, что происходило на фоне резкого снижения естественного прироста населения, связанного с действием ряда социально-экономических факторов. В период перестройки на фоне возрождения буддийской идеологии, резко поднялись националистические настроения однако, по мнению специалистов по южно-сибирскому региону, в Бурятии в настоящее время ярко выраженных конфликтных ситуаций на этнической почве не существует. Эти эксперты считают, что относительная стабильность может сохраняться при разумном балансе этнических сил в республике.

      В республике Алтай, кроме русских и алтайцев, заметное место занимают казахи, которые в отличие от различных этнографических групп алтайцев, сохранили свой язык и этническую культуру. Важной проблемой для республики Алтай стала иммиграция, ибо, считаясь относительно спокойным районом, Горный Алтай привлекает к себе беженцев и вынужденных переселенцев. По мнению местных аналитиков, проблема иммигрантов может обострить этнические отношения в республике в связи с притязаниями вновь прибывающих на частное владение землей. Это заметно нарушает интересы аборигенного населения Алтая, в историческом опыте которого не зафиксировано частнособственнических отношений к земле.

      Республика Якутия (Саха) официально не относится к южно-сибирскому региону, хотя некоторые историки считают это неправильным. Тем не менее, это самая большая национально-территориальная единица Сибири, где политическая ситуация определяется в основном ведущим местом этой республики в золотодобывающей и алмазной промышленности России. Заняты в ней в основном русские, поэтому основным камертоном в складывании этнонациональной ситуации в республике является динамика отношений между якутами и русскими.

      Итак, в настоящее время характерной чертой этнополитической ситуации в Южной Сибири является вялотекущий латентный конфликт между ее аборигенными ("титульными") этносами и в разное время пришлым населением, особенно русским, олицетворяющим центральную, федеральную власть. Результатом конфликта стали естественно-исторические трения между различными этническими культурами, распад геополитического пространства, каким был СССР, непрофессионализм и непоследовательность федерального центра в области национальной политики. Все это подготовило почву для злонамеренных действий местных национальных элит, преследующих свои узкие корпоративные цели. В этой связи вновь возникает вопрос о радикальной смене политики в отношении российского федерализма, все более скатывающегося в конфедерализм.

      В заключение краткого анализа этнополитической ситуации в наиболее конфликтогенных зонах России следует подчеркнуть следующие моменты.

      Национально-территориальные образования России (от республик до округов) в этническом отношении обладают значительной степенью гетерогенности.

      Представители различных этносов проживают в контактных и чересполосных зонах, что является основным условием роста смешанного населения.

      Основным этническим компонентом, за исключением нескольких территорий (Северный Кавказ, некоторые районы Крайнего Севера и Сибири) являются русские, составляющие все еще более 80% всего населения Российской Федерации. Именно поэтому для стабилизации межнациональных отношений в России целесообразно решение прежде всего "русского вопроса".

      Его решение не только исключит или затруднит развитие других этнических культур и их участие во всех областях государственной жизни России, но, напротив, будет способствовать предсказуемому развитию межнациональных отношений.

      Опыт политики этнонационального сепаратизма наглядно показывает ее пагубность; не национальное возрождение становится результатом такой политики, а конфронтация и открытая вражда между народами. Конфедеративные тенденции, нарастающие на российском пространстве, ведут к новому всплеску идеи политического самоопределения в ее абсолютном выражении - "вплоть до отделения". Чем это грозит, уже известно из опыта распада Советского Союза.

      Этот же опыт показывает, что отделение от исторически сложившейся государственной структуры не обеспечивает автоматически реального суверенитета. Поэтому и для национальных элит, за редким исключением, все более становится очевидным факт, что для экономического, политического и культурного выживания российских регионов, не говоря уже о стабилизации и развитии, не может быть иной альтернативы, как тесная их интеграция.

      Исключительную важность составляет проблема суверенитета республик в составе суверенной России. Двусмысленность, а точнее - бессмысленность феномена очевидна, суверенность частей ставит под сомнение суверенность самого целого, сохраняющего наличие таковой только за счет "несуверенных" чисто территориальных структур: областной и краевой. Правда, и последние, оказавшись в неравном положении по сравнению с республиками, уже осуществляли попытки провозгласить себя в статусе "республик", основанных или на этническом признаке (вспомним дискуссию о создании Русской республики), или на территориальном (Уральская, Сибирская, Дальневосточная).

      И последнее: сохраняющийся двойной стандарт в государственно-территориальной структуре России, выраженный в федеративных отношениях Центра с областями, с краями и большинством республик, и в договорных, а по сути конфедеративных, с некоторыми национальными республиками, чреват разрушением шаткого здания российской государственности.