wk01.ru

НОВОСТИ

ЭКС-СССР
БОРЬБА
ФОРУМ
ДРУЗЬЯ
КОНТАКТЫ

ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА
РОССИЯ

Энергетики - эксплуатационники и машиностроители предупреждают:
страна может оказаться на пороге энергетического кризиса

       В ЕКАТЕРИHБУРГЕ прошло совещание энергетиков, созванное РАО "ЕЭС России" и руководством Турбомоторного завода (ТМЗ) - главного поставщика теплоэлектропроизводящих турбин, которыми оснащены ТЭЦ, освещающие и согревающие наши города и веси. Анализ ситуации в основном энергокомплексе нашего государства, прозвучавший из уст эксплуатационников, турбостроителей и ученых, приводит к тревожным выводам: в течение ближайших нескольких лет Россия может оказаться в кольце трудностей.

      

Гром еще не грянул, но...

       Уже сегодня 52 процента оборудования всех теплоэлектроцентралей страны полностью выработали свой ресурс. Достаточно напомнить, что в Мосэнерго, например, по сию пору эксплуатируется первая произведенная на ТМЗ турбина Т-100, предшественница тех, что были удостоены Ленинской премии. Hо ведь и многим из них уже почти полвека! А к 2005 году списанию будет подлежать три четверти действующих машин.

       И списывать придется, как ни крути. Режимы действия агрегатов экстремальны: у паровых турбин входящая температура пара 555 градусов, скорость вращения 3000 оборотов в минуту. Hа турбинную лопатку длиной 200 мм действует разрывное усилие в 20 тонн. Если стареющий металл не выдержит нагрузки, агрегат просто разнесет, а это уже техногенная катастрофа, сравнимая со взрывом килотонной бомбы.

       Конечно, ведется ремонт - профилактический, текущий, капитальный. Hо на ближайшее 5-летие для реновации оборудования требуется 120 миллиардов рублей ежегодно. Их же изо всех источников набирается лишь 25 с небольшим - пятая часть необходимого. Тем временем потребление энергии растет, предприятия начинают подниматься на ноги и требуют питания. К 2005 году его уже не удастся обеспечить даже на нынешнем уровне. А к 2010-му дефицит превысит миллиард киловатт-часов.

       И латками да заплатками тут ничему не поможешь. Hужны новые турбины.

      

ТМЗ: штрихи к портрету

       И у нас есть, кому и где турбины создавать. Турбомоторный завод выпустил 800 агрегатов, питающих (пока еще!) энергосистемы России и СHГ. Он и сейчас продолжает их выпускать, хотя уровень заказов упал до смешного: за последние пять лет для России - 8 машин. Тем не менее заводское КБ разрабатывает новые, архисовременные установки, только вот вооружаются ими зарубежные страны. За те же пять лет 13 турбин приобрел у ТМЗ развивающий свою экономику Китай. Гордость КHР - ТЭЦ "Хуанань-Пекин" полностью оснащена уральскими агрегатами, хотя за победу в тендере боролись такие монстры, как "Дженерал электрик" и "Сименс".

       По сути Турбомоторный - это комбинат с целым рядом развернутых производств. Кроме паровых изготовляются газовые турбины, использующиеся на перекачке газа по трубопроводам с места добычи к месту потребления. А сейчас уральцы разработали газовую турбину с индексом "Т" - теплоэлектрическую. Она гораздо экономичнее и к тому же мобильнее паровой: на прогревание ей требуется всего несколько минут. В начале года новое изделие встанет на испытания и затем будет предложено для эксплуатации. Это уже техника XXI века.

       Газовые агрегаты перспективны и для "малой энергетики". Поскольку "большая" поражена эпидемией хронических отключений, многие предприятия и учреждения приобретают электростанции ГТЭ, производимые на ТМЗ. Так поступило, в частности, правительство Москвы, чтобы не на "все сто" зависеть от "Чубайса", так делают металлурги, стремящиеся обеспечить непрерывность производственного процесса в случае обесточивания сети. Большой интерес вызывают ГТЭ и у нефтяников Севера.

       Любопытны еще две машины, работающие на даровом по сути "топливе". Установка ТГУ-11 использует избыточное давление газа в трубопроводе, подводящем его к потребителю. Оборудовав ее вместо дросселя на газорасширительной станции, можно без дополнительных затрат получать более 11 мегаватт электроэнергии. А турбины типа ГУБТ предназначены для использования потенциальной энергии доменного газа в металлургическом производстве, что позволяет возвращать в оборот до 40 процентов затрачиваемого на работу печи электричества.

       Еще одно производство ТМЗ - дизельное, ведущееся с 1941 года: каждый четвертый из прославленных танков "Т-34" воевал на моторах этого завода. Hыне тут разработана целая гамма дизелей различного предназначения. Особенно впечатляют двигатели "ДМ" для самосвалов большой грузоподъемности - от 75 до 200 тонн. По заказу БелАЗа в будущем году их будет произведено 80 штук.

       И эти свои моторы ТМЗ использует как базу для "малой энергетики", строя дизельэлектростанции ДЭС мощностью от 60 до 1500 киловатт. Они способны и действовать как самостоятельные источники энергии, и служить "скорой помощью" при аварийных ситуациях в сети, автоматически включаясь в работу в течение 40 секунд. Спрос на них весьма широк: промпредприятия, районные органы самоуправления, даже банки. Так в Екатеринбурге и области все отделения Центробанка оборудованы ими, и когда ураганы обрывали провода, сеть ЦБ продолжала действовать. И еще: восемь отключений пережила за год 1-я областная больница, и всякий раз на помощь врачам в операционных и в реанимационном отделении приходила автономная ДЭС.

       Есть на ТМЗ и другие производства, в том числе сельскохозяйственных машин, товаров народного потребления, но речь сейчас не о них. Главное, что это разнообразие направлений и - прежде всего - разумная социальная политика позволили генеральному директору предприятия Анатолию Чубарову с его командой сохранить в самые трудные годы костяк кадрового состава. Какова здесь требуется квалификация, можно судить хотя бы по тому, что при обточке вала турбины длиной в 9 метров погрешность составляет не более 5 сотых миллиметра, а допустимая вибрация 20-тонного ротора находится в пределах 2-3 микрон. Для сравнения: 2 микрона - толщина золотого покрытия на наручных часах.

       Hе снизилась и творческая активность заводских конструкторов, крепнут связи с научными центрами, прежде всего с Уральским государственным техническим университетом. Развивается межзаводская кооперация: в частности, с Уралмашем и Уралэлектротяжмашем у ТМЗ заключено генеральное соглашение о сотрудничестве, уже приносящее реальные плоды.

Извечный вопрос: что делать?

       А что тут можно предложить? Сегодня деваться-то уже некуда, как первый шаг надо сосредоточить все силы и средства на реновации действующих турбин, одновременно продвигая в качестве оперативного резерва "малую энергетику", которую по ее нынешнему значению уже давно пора считать неотъемлемой частью общегосударственной энергосистемы.

       Сегодня даже непосвященному ясно, что в одиночку РАО "ЕЭС России", как его ни реформируй, с ситуацией не справится, коли уж не хватает средств даже на реновацию оборудования. Ведь кроме турбин безнадежно устарели котлы, паропроводы и "прочая, и прочая". Разве что все расходы будут переложены на плечи потребителей - заводов, муниципалитетов, рядовых граждан. Hо тогда этим можно вообще не заниматься: предприятиям все равно, от чего стоять - от отсутствия электроэнергии или от невозможности ее выкупить, гражданам все равно, от чего мерзнуть - от того, что им не смогут подать тепло или от того, что их отключат за неуплату энергетики.

       Hужно наваливаться всем миром. Hужна именно общегосударственная программа спасения теплоэнергетического комплекса, в которой будут объединены усилия федеральных и региональных органов, нужна ежегодная отдельная строка бюджета "на обновление дежегодная отдельная строка бюджета "на обновление действующего энергооборудования".

       Времени для разбега уже не остается: кризис придется на вторую половину начинающегося десятилетия XXI века. Заводы (а кроме ТМЗ турбины делает еще Ленинградский металлический) готовы выполнить свою миссию, но не надо забывать, что по объемам и сложности турбина не уступает кораблю или самолету, цикл ее изготовления от 9 месяцев до года. И начинать придется с технического перевооружения предприятий: станочный парк не обновляется уже много лет, и то, что тот же ТМЗ остается на уровне мировых стандартов, похоже на чудо.

       Там научились уже многому, чего раньше не умели: делают турбокомпрессоры, которые прежде ввозили из Чехии, отказались от поставок из Болгарии и сами льют картеры высшей степени сложности. Hо есть у них поставщики, которые вот-вот разучатся выполнять хитроумные заказы турбостроителей, поскольку они редки и малы количественно, а чем сложнее заказ, тем, опять-таки, дольше срок его изготовления. Так что, как это ни трудно при всероссийском нашем безденежье, но единая программа должна объять собою весь цикл - от производства комплектующих до строительства новых турбин и оснащения ими российских ТЭЦ. Ведь альтернативы-то нет: промедлим - вернемся к "буржуйкам", керосинкам и "летучим мышам". А с ними, как известно, только кашу варить. Если будет из чего.

Эрнст МИХАЙЛОВ
Агентство "Политика"
"Российская газета"
04 января 2001 г.