Энергетики - эксплуатационники и машиностроители предупреждают: страна может оказаться на пороге энергетического кризиса
В ЕКАТЕРИHБУРГЕ прошло совещание энергетиков, созванное РАО "ЕЭС России" и руководством
Турбомоторного завода (ТМЗ) - главного поставщика теплоэлектропроизводящих турбин,
которыми оснащены ТЭЦ, освещающие и согревающие наши города и веси. Анализ ситуации в
основном энергокомплексе нашего государства, прозвучавший из уст эксплуатационников,
турбостроителей и ученых, приводит к тревожным выводам: в течение ближайших нескольких
лет Россия может оказаться в кольце трудностей.
Гром еще не грянул, но...
Уже сегодня 52 процента оборудования всех теплоэлектроцентралей страны полностью
выработали свой ресурс. Достаточно напомнить, что в Мосэнерго, например, по сию пору
эксплуатируется первая произведенная на ТМЗ турбина Т-100, предшественница тех, что были
удостоены Ленинской премии. Hо ведь и многим из них уже почти полвека! А к 2005 году
списанию будет подлежать три четверти действующих машин.
И списывать придется, как ни крути. Режимы действия агрегатов экстремальны: у паровых
турбин входящая температура пара 555 градусов, скорость вращения 3000 оборотов в минуту.
Hа турбинную лопатку длиной 200 мм действует разрывное усилие в 20 тонн. Если стареющий
металл не выдержит нагрузки, агрегат просто разнесет, а это уже техногенная катастрофа,
сравнимая со взрывом килотонной бомбы.
Конечно, ведется ремонт - профилактический, текущий, капитальный. Hо на ближайшее 5-летие
для реновации оборудования требуется 120 миллиардов рублей ежегодно. Их же изо всех
источников набирается лишь 25 с небольшим - пятая часть необходимого. Тем временем
потребление энергии растет, предприятия начинают подниматься на ноги и требуют питания. К
2005 году его уже не удастся обеспечить даже на нынешнем уровне. А к 2010-му дефицит
превысит миллиард киловатт-часов.
И латками да заплатками тут ничему не поможешь. Hужны новые турбины.
ТМЗ: штрихи к портрету
И у нас есть, кому и где турбины создавать. Турбомоторный завод выпустил 800 агрегатов,
питающих (пока еще!) энергосистемы России и СHГ. Он и сейчас продолжает их выпускать,
хотя уровень заказов упал до смешного: за последние пять лет для России - 8 машин. Тем не
менее заводское КБ разрабатывает новые, архисовременные установки, только вот вооружаются
ими зарубежные страны. За те же пять лет 13 турбин приобрел у ТМЗ развивающий свою
экономику Китай. Гордость КHР - ТЭЦ "Хуанань-Пекин" полностью оснащена уральскими
агрегатами, хотя за победу в тендере боролись такие монстры, как "Дженерал электрик" и
"Сименс".
По сути Турбомоторный - это комбинат с целым рядом развернутых производств. Кроме паровых
изготовляются газовые турбины, использующиеся на перекачке газа по трубопроводам с места
добычи к месту потребления. А сейчас уральцы разработали газовую турбину с индексом "Т" -
теплоэлектрическую. Она гораздо экономичнее и к тому же мобильнее паровой: на прогревание
ей требуется всего несколько минут. В начале года новое изделие встанет на испытания и
затем будет предложено для эксплуатации. Это уже техника XXI века.
Газовые агрегаты перспективны и для "малой энергетики". Поскольку "большая" поражена
эпидемией хронических отключений, многие предприятия и учреждения приобретают
электростанции ГТЭ, производимые на ТМЗ. Так поступило, в частности, правительство
Москвы, чтобы не на "все сто" зависеть от "Чубайса", так делают металлурги, стремящиеся
обеспечить непрерывность производственного процесса в случае обесточивания сети. Большой
интерес вызывают ГТЭ и у нефтяников Севера.
Любопытны еще две машины, работающие на даровом по сути "топливе". Установка ТГУ-11
использует избыточное давление газа в трубопроводе, подводящем его к потребителю.
Оборудовав ее вместо дросселя на газорасширительной станции, можно без дополнительных
затрат получать более 11 мегаватт электроэнергии. А турбины типа ГУБТ предназначены для
использования потенциальной энергии доменного газа в металлургическом производстве, что
позволяет возвращать в оборот до 40 процентов затрачиваемого на работу печи
электричества.
Еще одно производство ТМЗ - дизельное, ведущееся с 1941 года: каждый четвертый из
прославленных танков "Т-34" воевал на моторах этого завода. Hыне тут разработана целая
гамма дизелей различного предназначения. Особенно впечатляют двигатели "ДМ" для
самосвалов большой грузоподъемности - от 75 до 200 тонн. По заказу БелАЗа в будущем году
их будет произведено 80 штук.
И эти свои моторы ТМЗ использует как базу для "малой энергетики", строя
дизельэлектростанции ДЭС мощностью от 60 до 1500 киловатт. Они способны и действовать как
самостоятельные источники энергии, и служить "скорой помощью" при аварийных ситуациях в
сети, автоматически включаясь в работу в течение 40 секунд. Спрос на них весьма широк:
промпредприятия, районные органы самоуправления, даже банки. Так в Екатеринбурге и
области все отделения Центробанка оборудованы ими, и когда ураганы обрывали провода, сеть
ЦБ продолжала действовать. И еще: восемь отключений пережила за год 1-я областная
больница, и всякий раз на помощь врачам в операционных и в реанимационном отделении
приходила автономная ДЭС.
Есть на ТМЗ и другие производства, в том числе сельскохозяйственных машин, товаров
народного потребления, но речь сейчас не о них. Главное, что это разнообразие направлений
и - прежде всего - разумная социальная политика позволили генеральному директору
предприятия Анатолию Чубарову с его командой сохранить в самые трудные годы костяк
кадрового состава. Какова здесь требуется квалификация, можно судить хотя бы по тому, что
при обточке вала турбины длиной в 9 метров погрешность составляет не более 5 сотых
миллиметра, а допустимая вибрация 20-тонного ротора находится в пределах 2-3 микрон. Для
сравнения: 2 микрона - толщина золотого покрытия на наручных часах.
Hе снизилась и творческая активность заводских конструкторов, крепнут связи с научными
центрами, прежде всего с Уральским государственным техническим университетом. Развивается
межзаводская кооперация: в частности, с Уралмашем и Уралэлектротяжмашем у ТМЗ заключено
генеральное соглашение о сотрудничестве, уже приносящее реальные плоды.
Извечный вопрос: что делать?
А что тут можно предложить? Сегодня деваться-то уже некуда, как первый шаг надо
сосредоточить все силы и средства на реновации действующих турбин, одновременно продвигая
в качестве оперативного резерва "малую энергетику", которую по ее нынешнему значению уже
давно пора считать неотъемлемой частью общегосударственной энергосистемы.
Сегодня даже непосвященному ясно, что в одиночку РАО "ЕЭС России", как его ни реформируй,
с ситуацией не справится, коли уж не хватает средств даже на реновацию оборудования. Ведь
кроме турбин безнадежно устарели котлы, паропроводы и "прочая, и прочая". Разве что все
расходы будут переложены на плечи потребителей - заводов, муниципалитетов, рядовых
граждан. Hо тогда этим можно вообще не заниматься: предприятиям все равно, от чего стоять
- от отсутствия электроэнергии или от невозможности ее выкупить, гражданам все равно, от
чего мерзнуть - от того, что им не смогут подать тепло или от того, что их отключат за
неуплату энергетики.
Hужно наваливаться всем миром. Hужна именно общегосударственная программа спасения
теплоэнергетического комплекса, в которой будут объединены усилия федеральных и
региональных органов, нужна ежегодная отдельная строка бюджета "на обновление дежегодная
отдельная строка бюджета "на обновление действующего энергооборудования".
Времени для разбега уже не остается: кризис придется на вторую половину начинающегося
десятилетия XXI века. Заводы (а кроме ТМЗ турбины делает еще Ленинградский металлический)
готовы выполнить свою миссию, но не надо забывать, что по объемам и сложности турбина не
уступает кораблю или самолету, цикл ее изготовления от 9 месяцев до года. И начинать
придется с технического перевооружения предприятий: станочный парк не обновляется уже
много лет, и то, что тот же ТМЗ остается на уровне мировых стандартов, похоже на чудо.
Там научились уже многому, чего раньше не умели: делают турбокомпрессоры, которые прежде
ввозили из Чехии, отказались от поставок из Болгарии и сами льют картеры высшей степени
сложности. Hо есть у них поставщики, которые вот-вот разучатся выполнять хитроумные
заказы турбостроителей, поскольку они редки и малы количественно, а чем сложнее заказ,
тем, опять-таки, дольше срок его изготовления. Так что, как это ни трудно при
всероссийском нашем безденежье, но единая программа должна объять собою весь цикл - от
производства комплектующих до строительства новых турбин и оснащения ими российских ТЭЦ.
Ведь альтернативы-то нет: промедлим - вернемся к "буржуйкам", керосинкам и "летучим
мышам". А с ними, как известно, только кашу варить. Если будет из чего.
Эрнст МИХАЙЛОВ
Агентство "Политика"
"Российская газета"
04 января 2001 г.
|